12 марта 2012 г.


Эту историю я записала давно. И благополучно потеряла. А случилась она еще за десять лет до этого. Впрочем, ее и историей-то нельзя назвать. Так, небольшое происшествие. Но недавно вспомнилась в разговоре, и захотелось восстановить и немного продолжить.


В то время я работала в научно-исследовательском институте. Известие о командировке пришло, как всегда, неожиданно. После обеда руководитель темы сообщил, что мне с еще двумя горемыками предстоит отправиться вечерним самолетом в Иркутск. Посему надлежит немедленно ехать домой для сборов. Не могу описать свою «радость» от этого известия. На вечер у меня был запланирован поход в театр.
Командировочная компания подобралась малознакомая. Мы никогда заранее не знаем, кто промелькнет в нашей жизни и исчезнет, а кто останется в ней на годы или десятки лет. Итак, мои коллеги: Наташа – молодая женщина, но постарше меня, стройного роста (да, именно так, цветаевское «Быть светской пустынницей стройного роста, Премудрой как всякая божия тварь»), и Леша – этакий взрослый ребенок, маленький, мне по плечо,  эпатажный в одежде и поведении, вчерашний студент.  По дороге в аэропорт мечтаю, чтобы заглох автомобиль. Но этого не происходит, и мы вовремя вылетаем в Иркутск.
 И вот мы уже на железнодорожном вокзале Иркутска возле расписания, изучаем движение поездов до Черемхово – конечной цели путешествия.  Дело к ночи, а электрички будут только утром. Есть еще надежда на проходящие поезда.

Озираюсь по сторонам на чудно одетых иркутских барышень – шубки из натурального меха, шапочки, закрывающие уши, с меховыми шариками на завязках, на ногах сапожки мехом наружу. Они разглядывают  наши пальтишки  с чернобуркой, маленькие шапочки на макушке, грациозные сапожки на высоком каблуке.
Появляется сияющий Леша с билетами на проходящий поезд Тында – Москва. Ура!
Нам не придется до утра сидеть на вокзале. Мы поедем в Черемхово.

Леша подхватывает наши сумки, мы пытаемся их отобрать у него,  но он уже летит на перрон к нашему поезду, и я на каблуках едва за ним поспеваю, мысленно отметив первый положительный момент от присутствия среди командировочных лица мужского пола.

Дверь распахивает хмурый проводник с опухшей физиономией. Долго изучает наши билеты.
Видимо, еще надеется, что мы ошиблись вагоном. Увидев, куда мы едем, он не может скрыть отрицательных эмоций и своей ненависти к нам. Разражается бурной тирадой, общий смысл которой в том, что  ночью ему придется вставать и открывать нам дверь. Мне холодно, на улице метель и мороз, мне хочется быстрее попасть в тепло вагона. Наконец, нас запускают внутрь. По дороге  проводник сообщает выглянувшей из норы напарнице (почему-то тоже опухшей) о своем отношении к тем, кто не дает покоя ночью.

 - Стоим в Черемхово  две   минуты. Я вас будить не буду.

Этот проводник  уже  основательно действует на нервы. Но силы надо беречь. Доберемся еще не скоро. Вваливаемся в темное купе. Сонный пассажир с недовольством щурится на свет.
Не раздеваясь, тихо, в темноте кое-как размещаемся, приготовившись к четырехчасовому путешествию. Уговариваю себя не засыпать, но темно, говорить неудобно. Временами проваливаемся в сон.
 Дверь с грохотом распахивается. Поток ругательств.  Сколько же времени прошло?

- Сказал ведь – не спать. – Выходим, быстро. - Орет бешеный проводник, перемежая все это отборной бранью. Подхватываем сумки, шапки. Рысью к выходу. На ступенях кидаю взгляд на  неоновую надпись на крыше вокзала.  Ангарск.
 - Это Ангарск.- Поворачиваюсь к своим коллегам.   Алексей лезет за своими очками.

Проводник что-то бурчит и уходит в свое купе.  Мы возвращаемся назад, переполошив в очередной раз сонного дядечку.
Темно. Стук колес. Побороть дремоту невозможно. Останавливаемся. Грохот открывающейся двери. Проводник срывается на визг. Господи, может, я сплю. Но этот сон я уже видела. Сумки. Шапки. Бегом.

Дверь открыта. Снаружи непроглядная тьма. Ни одного огонька.
- Здесь нет перрона. – Включаю задний ход.
- Перрон проехали малость. Выходи, говорю. Сейчас тронемся, я вас что, зайцами дальше повезу? – орет неуравновешенный проводник, перемежая эпитетами.

Первым прыгает Алексей. Кошмар, он по пояс в снегу. Выбрасываем сумки. Леша помогает выбраться мне и Наташе. Проваливаемся основательно. Состав уже тронулся. Дверь с грохотом закрылась.  Поезд набирает скорость и исчезает в темноте.

Темно. Метель. Очень холодно. Ни перрона, ни одного огонька. Три фигурки на рельсах. Высокая, маленькая, средняя.

Но что-то происходит не так. Это вообще не станция. Поезд просто приостановился по каким-то своим причинам.  Сон проходит окончательно, подбирается холод. Почему-то  вспоминаются расшитые сапожки мехом наружу и шапочки  на завязках под подбородком.

До рассвета еще очень долго. Февраль. Где мы? Не доехали? Проехали? Где?

Стоять нельзя, нужно двигаться. Мороз пробирается всюду. Но пока стоим на месте.

Как  единственная в компании обладательница стопроцентного зрения, ощущаю свою  ответственность и  пытаюсь хоть что-нибудь разглядеть  в темноте. На Алексея нападает смех. Ну как же! Парень переживает настоящее приключение. Будет что рассказать собутыльникам в общежитии.
Стоп. «Раздражение убрать», - командую себе. «Давайте немного пройдем дальше», - выдвигаю предложение. «Может быть, что-нибудь увидим?»
Ползем по путям. Сумка потяжелела с вечера килограмм на десять. Чем я ее набила, интересно? Алексей отбирает у меня сумку. У него она волочится по снегу, пытаюсь ее вернуть назад.  Вдруг замечаю какую - то тень впереди. Кто там? Волк? Человек?

Фигура приближается. Человек. Мужчина в тулупе и валенках быстрым шагом идет нам навстречу.
- Подскажите, где мы? Какая это станция?
- Половина.
- Половина чего? – вопрошаю с недоумением.
- Станция такая – «Половина». Но не здесь. Километра два пройдете. Там будет. Машет рукой в нашу сторону и исчезает в темноте.

Два так два. Могло быть и двадцать два. Ускоряем шаг. Колючий снег горстями в лицо.
А кто - то сейчас сидит в театре на моем месте.

Топаем по путям уже целую вечность. Руки в варежках замерзли до бесчувствия. Время от времени оттираю замороженные лицо и уши.  Вдали какие-то огоньки.
 Половина. Половина…
Сквозь метель и темноту проступила маленькая будочка. Окошечко кассы. Над ним фонарь.
Стучусь замороженными костяшками пальцев. Окошечко открылось. От него повеяло теплом. Божий одуванчик вопросительно  смотрит на меня. Объясняю ситуацию, непослушными руками протягиваю в окошко билеты. Бабушка, наконец, просыпается.

- До Черемхово еще сто километров. Ждите. Электричка будет через два часа в 6.30 утра. На ней по этим билетам доедете.
И вот мы уже внутри будочки. Места мало, кругом рабочий люд, ждущий электричку к началу смены. Но это уже совершенно неважно. Мы  молоды, и легко забываем плохое.  Теперь уже весело всем. За окном  кружит февральская метель тысяча девятьсот девяносто второго года.


Совсем недавно, когда мне припомнился этот случай, я захотела узнать – а  существует ли в действительности такая станция? И то, что двадцать лет назад потребовало-бы телодвижений и усилий, теперь решилось десятисекундным запросом.

Да, первое что попалось: «Железнодорожная станция Половина основана в 1902 году при строительстве Транс-Сибирской железнодорожной магистрали (5080 км.)».

Вот так, коротенько. Значит, вся эта история мне не приснилась.

А вот дальше пошло интересней. Вот, что нашлось путем глубокого гугленья.

Оказывается, на этой станции, через два года после нашего там появления, был замечен поезд-призрак.
История про итальянский поезд-призрак находится в числе самых загадочных происшествий двадцатого века.

 14 июля 1911 года с римского железнодорожного вокзала отправился небольшой поезд, состоявший из трех вагонов.
Он вез публику для осмотра километрового тоннеля в горах Ломбардии — уникального, по меркам начала XX века, сооружения.

Эту развлекательную экскурсию для представителей богатых и знатных итальянских фамилий организовала фирма Sanetti. 106 пассажиров с интересом рассматривали достопримечательности, окружавшие новый участок дороги.

Спустя несколько часов поезд уже был в Ломбардии. Вот впереди показался тот самый тоннель.
Состав вошел в него. Но с другой стороны так и не появился...

Полиция и железнодорожники тщательно обследовали тоннель, однако не обнаружили ни следов крушения, ни даже следов копоти от паровозного дыма на каменных сводах.
Зато были найдены два пассажира с исчезнувшего состава, пребывавшие в шоковом состоянии.
Лишь спустя некоторое время они пришли в себя и смогли рассказать, что произошло.

По их словам, местность вокруг поезда вдруг покрылась молочно-белым туманом.
По мере приближения к тоннелю он густел и превращался в вязкую жидкость.
Пассажиров охватил дикий страх, и они выпрыгнули на ходу - благо находились в тамбуре вагона.

Остальные пассажиры явно не успели последовать их примеру.
Пострадавшие еще долго страдали психическими расстройствами, вызванными сильным стрессом, но постепенно пришли в норму.
Поезд нигде так и не появился...

Напуганные прецедентом, железнодорожные службы Италии предпочли закрыть тоннель для движения и даже завалили входы камнями.
А во время войны своды тоннеля обрушила авиабомба, навсегда похоронив эту загадку...
Невероятная история. Однако даже у самых заядлых скептиков ее достоверность не вызывает сомнений,  поскольку все происшедшее имеет документальное подтверждение, в том числе - показания свидетелей.

А в запасниках железнодорожного музея в Милане до сих пор хранится макет, напоминающий детскую железную дорогу: заводной локомотив с тремя вагонами, рельсы, миниатюрный тоннель.

В свое время с помощью этой игрушки инженеры пытались смоделировать обстоятельства, при которых исчез состав.  Однако ничего конкретного выяснить им не удалось...

За прошедшее с 1911 года время состав, похожий по описанию на пропавший, якобы неоднократно видели в разных частях света.

В частности, в 1955 году путейный рабочий Петр Григорьевич Устименко под Балаклавой (Крым) якобы увидел поезд, проходящий по насыпи, на которой давно были демонтированы рельсы. Паровоз и вагоны были явно иностранного производства и выглядели довольно примитивно; состав двигался совершенно беззвучно, но каким-то образом ему удалось-таки раздавить не заметивших его кур. Казалось, что в составе не было ни одного живого человека, шторы в вагонах были занавешены. Человек, видевший этот поезд, утверждает, что в этот момент был трезв и осознавал происходящее. В тот же день произошёл взрыв на линкоре «Новороссийск»..

Рассказывают, что подобный случай произошёл в 1994 году, поздней осенью, на станции Половина (Иркутская область), в районе полуночи  мужчина,  вышедший на пустую платформу, видел, как рядом с ним медленно прошёл поезд старинного образца, с надписью крупными латинскими буквами жёлтого цвета; свидетель запомнил кондуктора в коричневой униформе, в шапке с околышем, на нем был воротничок, пристёгнутый к сорочке, так же он заметил несколько человек в окнах поезда. Прибытие поезда не объявлялось, поезд шёл не по своему пути.

В связи с этим мне вспомнилась прочитанная несколько лет назад фантастическая повесть Владислава Крапивина «Голубятня на желтой поляне». Там тоже появляется поезд-призрак.
Привожу цитату оттуда: "...края терялись, таяли в воздухе — неясные и размытые. И вот на одном таком краю возникла голова поезда — допотопный локомотив с прожектором впереди и клочкастым шлейфом дыма над топкой. Паровоз выскочил на мост из ничего и потянул из этого ничего черные вагоны с площадками сзади и спереди, с неяркой цепочкой оконных огоньков...
Это был не мираж. В земле отдался дробный гул колес, прилетел запах угольной гари..."

Сопоставляю  любовь Владислава Петровича Крапивина к Крыму, припоминаю его другие произведения, где действие происходит там же, а также случай в Севастополе в 1955 году.
Вот, оказывается, какая легенда послужила для образа поезда-призрака в повести.

А наша история совсем не мистическая. Хоть и очень хотелось бы того проводника определить на работу в тот поезд-призрак, чтобы он добрым людям больше на пути не попадался.



Tagged:

6 комментариев:

  1. Неужели уже прошло 20 лет? Это было недавно, это было давно. Воспоминания об этих командировках уже смутные, но станцию Половина раньше мы вспоминали частенько, и это приключение вызывало смех. Хорошо, что ты записала все давно, вот так и создаются мемуары.

    ОтветитьУдалить
  2. Тогда то , помнится, было не до смеха.:))
    Хотя, конечно, все это переносилось гораздо легче.

    ОтветитьУдалить
  3. Наташа, это шедевр! Читала, не могла оторваться! Какой талант! А чем история закончилась? Как вы все таки выбрались? Это надо опубликовать, обязательно!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Мила,спасибо большое! А закончилось все благополучно. На станции Половина мы дождались рабочей электрички и к утру были в Черемхово, где упали замертво от усталости в служебной гостинице.:) И там начинаются уже совсем другие истории.

    ОтветитьУдалить
  5. Читала на одном дыхании,какая история интерессная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, я очень рада, что вам понравилась история!! В свое время, когда завела блог, я планировала записывать и публиковать здесь рассказы. А потом поняла, что мастерицам это не интересно. За два года вы забрели сюда первая.))) Но я не совсем сдалась, вот статью про кукол написала. А результат, похоже, тот же.)))

      Удалить