26 февраля 2012 г.

На днях появилась пища для ума. И пока проклятый бухучет не засушил мне последние мозги, разрешу себе порассуждать на заданную тему. Оценят или нет – дело третье. Но если бумага просится к перу, перо к бумаге…

                                                                                          Посвящается Диме Бозину
                                                                                          и моим подругам и коллегам.

Любое исследование нуждается в классификации и терминологии. С этого и начну.
Итак, кого я считаю бухгалтером. Или нет, БУХГАЛТЕРОМ. Английский аналог слова  - accounter.
На мой взгляд, существуют 2 категории:

Первая.    Имеет профильное образование (бывают исключения). Не пытается объять необъятное, но умеет быстро и качественно находить ответы на любые вопросы. Имеет философский взгляд на жизнь. Это качество считаю основополагающим, так как с другим отношением к жизни и работе выдержать весь маразм  наших   законотворцев просто невозможно.

 При любом шквале новых требований и поправок к законам сохраняет олимпийское спокойствие. Найдет возможность  и разобраться, и найти выходы (далее по тексту, многозадачные мозги). Все знать не может никто, но эта категория имеет солидный наработанный опыт и по ключевым вопросам не ошибается даже во сне и на бегу.
 Привыкла сплетать и расплетать клубки сложных финансовых схем с целью минимизации налогов и оптимизации учета. И, даже если работодателю на это глубоко наплевать, будет это делать из любви к искусству. Ненавидит любую рутину. Будет на нее тратить свою жизнь только в исключительных обстоятельствах. Не имеет ни времени, ни интереса заниматься сплетнями и склоками в трудовом коллективе и за пределами. Поэтому пользуется уважением и расположением среди коллег, которым никогда не отказывает в помощи и поддержке. И самое главное, всегда должна видеть финансово-учетную картинку целиком.

 Вторая.  Честная рабочая лошадка со специальным  образованием  либо каким-нибудь иным. Так называемый, бухгалтер  на участок. Педантична. Свою работу знает.  Старается все делать правильно. Все бумажки содержит в порядке. Того же требует и от других. В сложных вопросах не берет на себя ответственность.  Не будет утруждать себя поисками, а обращается к первой категории. Всегда имеет личное время на работе, может позволить себе симпатии и антипатии.
Многозадачные мозги для данной категории желательны, но являются редкостью.
И никогда (!!!) не видит учетную картинку целиком. Эта категория по численности существенно превосходит первую, и это правильно.

 Если бы картинка мира ограничилась  двумя вышеперечисленными категориями, было бы прекрасно. Но  к моему глубокому сожалению,  существует еще одна,  которую я в классификацию не включила,  но упомянуть обязана.

 Итак, Третья.   Имеет профильное образование.  Горда уже наличием оного.  Довелось годик  – другой поработать в фирме «Рога и Копыта» самым заглавным бухгалтером. Представление о работе составила по трем операциям в квартал. После составления отчетности с пустыми бланками чувство собственной важности (далее ЧСВ) взлетело просто до небес. 
 Амбициозна. Может пустить пыль в глаза большинству работодателей. И поскольку работа,  по ее  мнению, не трудная и удобная, своими действиями и условиями дискредитирует ее и понижает планку.  По натуре халтурщик, никогда не достигает высот профессии. Но пищит и лезет в сообщество.
О существовании многозадачных мозгов даже не подозревает. Ракурсами финансово-учетных картинок не интересуется. Больше всего озабочена производимым ею впечатлением. Поднаторела в изображении видимости бурной деятельности.

Мне приходилась встречать всех их, и некоторых даже чаще, чем хотелось бы.

Вот теперь, закончив с классификацией, можно постепенно переходить к пожеланиям, работе и работодателям.

Итак, чего хочет Первая категория? Вторая и третья нас в данный момент мало интересует.

Обычно, вначале карьеры она хочет больших солидных предприятий, сложных схем, творческой работы. Накопить опыта как можно больше. Признания своих профессиональных трудов. И материального и морального. Если повезет - будет работать на одном месте до пенсии. Но в наше время мало кому так везет.
Первую категорию можно встретить везде. И на большом предприятии, и на маленьком уютном, и фрилансером. Это не имеет значения. Они узнают друг друга по нескольким фразам. И, на моей памяти, почти всегда испытывают взаимное расположение.

Часть первая: Работодатели или «Мы выбираем, нас выбирают».

Приведенная выше классификация в общих чертах знакома каждому бухгалтеру. Другое дело, что далеко не всем выгодно ее озвучивать, и уж тем более себя позиционировать в ней.

Руководители и учредители разные, конечно, думают, что им вся эта ерунда ни к чему. Но это ведь дело хозяйское. У вас всегда есть возможность принять на работу вместо первой категории третью. И сильно разочароваться во всей нашей братии. А ведь начинается все всегда так замечательно. Она интересная, красиво говорит. И  ваше воображение рисует различные оптимизации и экономические выгоды. Но не о том моя печаль.

Что я должна думать, когда при устройстве на работу мне говорят, что прошлая бухгалтер ушла и вообще она (нехорошее слово)? Все очень просто. Либо они приняли на работу третью категорию, она им все завалила и свалила (такое бывает, сама испытала), либо не смогли ужиться и договориться с первой. Первое поправимо, второе вряд ли.

Не выглядит ли странным, если в первую вашу встречу с потенциальным руководством вам, вне зависимости от контекста беседы, с небольшими интервалами сообщают, что непременно проверят вас? Любезные  мои, да кто же вам или мне мешает проверять? Что за манера лепить это не к месту в деловом разговоре?  Мне даже сложно сказать, что это означает. Сублимация каких-то страхов или комплексов, желание вызвать у меня неловкость за себя и за рекомендателя?
Разбираться в этом не нужно. Собеседований в моей жизни было не очень много, несмотря на солидный опыт работы. Но с таким вариантом беседы я столкнулась дважды в жизни. Разумеется, разговор на этом можно завершить. Но спортивную игру положено доигрывать до конца.

К сведению, мне довелось услышать мнение, что это де нормально. Ничего этакого в этом нет.
Пришлось потрудиться и провести небольшой блиц-опрос среди первой категории. Без персоналий и собственного мнения.

Ответы даже удивили единодушием. Совершенно незнакомые между собой представительницы первой категории в количестве 5 человек произнесли похожую фразу. «Даже если бы предложили (в этом месте звучали различные величины оплаты труда), все равно бы не согласилась».  Ага, не в моей обидчивости дело значит.

Для чего я все это написала? А это чтобы подойти к первому и самому главному пожеланию.

Работать хочется не столько даже с успешными, сколько со взрослыми и уверенными в себе людьми. Без подростковых комплексов, и боязни оказаться в чем-то некомпетентным. У вас своя работа, у меня своя. Вы не можете знать всего, и вам это не нужно. Я могу помочь вам. Показать ваше родное предприятие с неожиданной стороны, придумать что-нибудь интересное и полезное для вас. Но, взамен я хочу, чтобы меня уважали и мне доверяли. (Можете проверить меня. Составить собственное мнение о моем профессиональном и моральном облике.  Мне,  в свою очередь,  никто не запрещает проверить черные списки работодателей  или поговорить с бывшим главбухом.)

Если уважение отсутствует на этапе первой беседы, когда обо мне еще ничего не знают, это не то место, на которое нужно расходовать время.

Итак, уважение и доверие.  Без этого дальше не продвинуться.

Следующий пункт деликатный и очень важный. На старте мы все договариваемся об оплате нашего труда.  Это всегда компромисс. Бухгалтер уже приблизительно, но пока без подробностей, представляет весь предстоящий кошмар. Будущий стресс от чужой манеры учета, от всевозможных подводных камней. Пока не представляет весь объем, но должна уже оценить его стоимость. На самом деле от ее оценок мало что зависит, ей предлагают оплату.

И если сумма в голове и предлагаемая не расходятся в разы, то чаще всего бухгалтер соглашается.

Но все это относится только к первой категории. Третья категория соглашается на любую оплату – ведь работать то она все равно не собирается. Вторая категория порядочна  и оценивает себя реально, на место первой никогда не претендует.

Далее следует договоренность об оплате. Ее важно держать в любом случае.

И не потому, что в противном случае руководителя или владельца ждут какие-то неприятности. Если они имеют дело с первой и второй категорией, то никаких неприятностей, кроме нечистой совести, их не ждет. Эти не будут собирать компромат. Не будут подличать. Но будут терпеливо ждать и верить, что трудности временные, и скоро им отдадут все долги. При этом, к работе будут относиться как обычно. Ответственно. Это ведь свой родной построенный учет. И как в своем доме не мусорим, так и тут рука не поднимется все делать кое-как.

И кому будет лучше, если руководитель предпочтет сохранить деньги и расстаться с этими работниками?  Чем больше должен, тем сильнее желание их послать подальше не видеть. И учет их никакой не нужен.

Это печально, но такое сейчас встречается нередко. Это означает, что уважение было, а потом куда-то испарилось. Я сейчас про уважение к себе.

А как надо, когда возникли трудности? Надо честно оценить ситуацию, взвесить свои возможности, обсудить это и договориться. Выполнить договоренность, либо ничего не обещать и ни о чем не договариваться, но тогда честно об этом сказать не тогда когда время прошло и много всего переделано, а все же перед этим.

И кто знает, может вам помогут какое-то время просто так.

Итак, честность и порядочность. Особенно в расчетах за работу.

Не буду здесь перечислять всех  замечательных душевных качеств руководителя, поскольку у моего желаемого-воображаемого уже начинают пробиваться ангельские крылья. Но все же еще одно важное нужно упомянуть.

Бухгалтер приходит в чужой коллектив. По собственному опыту могу заявить,  что главным стрессом при этом были вовсе не новые знакомства, не работа с подчиненными, не разгадывание загадок кто с кем и кто кому кем приходится. Главным стрессом была новая работа, новые схемы, новые правила, новые технологические цепочки, новый учет, возможно, даже еще  не поставленный.

В этом котле обычно и проистекает знакомство, и оценка профпригодности подчиненных. К слову, удавалось поладить почти со всеми. Разумеется, с теми, кто хотел хоть что-то делать.

И очень мне удивительно слышать про некоторых главных бухгалтеров, что их боятся. Что коллектив делится на враждующие группы, что кого-то полюбили или невзлюбили.

Вопрос, когда главбуху этим заниматься?  Смотрим определение первой категории. Делаем выводы.

А если такое развлечение практикует руководитель? Нет, никакого морализаторства не будет. В личную жизнь я не вмешиваюсь.  Пусть это будет звучать занудно, но когда личные симпатии и антипатии начинают преобладать над целесообразностью, то уже ничего хорошего ждать не приходится. Подмечено, что такие руководители очень любят рассуждать о «Команде».  Фразы «вписался в команду», «может работать в команде» любимые в обращении. От этого веет чем-то не нашим и неживым.

Принцип «разделяй и властвуй» для современной компании может и годится, но лишь в тех случаях, когда рабочий процесс и результат не являются главными.  

Разумеется, от живого человека никто не ждет беспристрастности. Вопрос лишь в приоритетах. 

Итак, объективность суждений и расстановка приоритетов.

Можно еще пожелать много всего замечательного.  Например, общие темы для отвлеченных разговоров с коллегами. Общие интересы. Например, классическая и фантастическая литература, русский рок, бальные танцы, скрапбукинг…  Но надо остановить полет фантазии и  сказать, что  для этого существуют близкие люди. От работы нам нужно другое (см. выше). Хотя, несомненно, любое совпадение увлечений и хобби было бы приятным бонусом.

Часть вторая.  Работа.

«Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды» Вольтер.

Во - первых, место работы.  Работать мы можем везде. И в центре города, и в удаленных районах и за городской чертой. Везде, где есть хоть какая-нибудь жизнь. Вроде понятно, что привлекательность предложения работы в этих случаях различная. Удаленность работы – это жирный минус и должен компенсироваться плюсами.  Какими конкретно? Выбор велик. Это может быть оплата труда более высокая, чем в центре, интересное дело и интересные люди, социальный пакет, условия работы.  Позиция руководства « мы и на эту зарплату кого-нибудь найдем» совершенна бесперспективна. Найдете. Того, кому нужно поднабраться опыта, потешить ЧСВ, вписать новую строчку в резюме. И растаять вдали, оставив после себя кучу хвостов и долгов. Обратимся к классификации. Обычно,  на такие «заманчивые» предложения с радостью отзывается третья категория. Все довольны. Какое-то время.

Во - вторых, условия работы. У главного бухгалтера должен быть отдельный кабинет. Точка.
Это не каприз. Это требование работника, который собирается работать, и  у которого все будут спрашивать, как им работать. Может быть, кто-то из главбухов и умеет работать под звуки радио с пошлой попсой, женскую болтовню и постоянные разборки с персоналом зарплатников и подотчетников.
Я с такими не знакома. Мне не доводилось.

Тут я должна оговориться, что это обязательное условие для крупных и средних предприятий, имеющих штат бухгалтерии. Бухгалтер на свободном графике вполне удовольствуется просто столом и компьютером для сбора информации, так как может все обдумать и свести дома.

Условия работы если не являются идеальными, то должны быть хотя-бы сносными. И если удаленность работы как-то компенсируется, то +14 зимой и +30 летом в помещении нельзя компенсировать ничем. Потому что разрушается здоровье. По крайней мере, у большинства.

  И вот здесь возвращаемся к вопросу самоуважения и уважения других.

Необходимо упомянуть еще про чистый и на доступном расстоянии туалет, покупку  питьевой воды для сотрудников.  Эти современные пожелания  не зависят ни от профессии, ни от гендера.  Экзотикой не являются.

Можно, конечно, найти тех, кому и экстремальные условия нипочем. Но, согласитесь, что это сильно сужает выбор.

В-третьих, собственно сама работа. Ну и какой тут может быть вопрос? Знай себе, наливай да пей разгребай да делай. Но вот тут недавно в одном разговоре услышала интересную фразу: «Вы должны понимать, что бухгалтерия работает для производства, а не производство для бухгалтерии». Звучит вроде внушительно и правильно. Но что же она означает в данном случае, мне так и не удалось выяснить.

Но предположить могу. Наверное, подлая и ленивая бухгалтерия требует первичные документы с сотрудников и руководства на покупные товары и услуги. Ну и что, что пора сдавать декларацию по НДС. Сделать его минимальным их прямая обязанность, а входным НДС должны озаботиться сами. У руководства и менеджеров и так обязанностей полно. Когда они делают закупки, им некогда  думать про какие-то бумажки. Эти же в бухгалтерии весь день сидят. Пусть разомнутся и пробегутся по городу и области и соберут так необходимые им счета-фактуры.
А ведь еще придумают, что нужно отчитываться за выданные в подотчет деньги. Какое ваше собачье  дело, куда и как их потратили?
Ну и вершина. Сделайте мне анализ анализа  за последние десять лет. Немедленно. Какой такой бухгалтерский и налоговый отчет?  Нужно написать приложение к бухгалтерской программе? Так почему вы его до сих пор не написали? Нужно, чтобы я нажал кнопочку и все видел. Ваши сроки и отчетность меня не интересуют. Это вы ведь для своего удовольствия делаете. Я в этой абракадабре не буду разбираться.

Приблизительно так. Если и утрирую, то совсем немного.

Фраза о том, что кто-то для кого-то порочная и неправильная. Точка зрения некоторых руководителей на бухгалтерию, как на паразита, имеет место быть.  При этом,  когда предлагается обойтись совсем без бухгалтерии, это пропускается мимо ушей. Видимо, считать эту структуру паразитом просто удобно. И оправдывает самого  себя в скотском креативном отношении к ним. И хотя бухгалтерия и не зарабатывает денег для организации, от этих людей зависит благополучие  всех работников. Руководителю нужна достоверная информация о себестоимости и выручке, работникам  правильно начисленная зарплата, больничные и отпускные, всем вообще корректные сведения в пенсионный фонд. На правильном предприятии нет лишних людей. Все нужны друг другу.

И это опять к вопросу об уважении. На сей раз уже не к работнику, а к работе.

И вот что еще меня интересует. Задумывался ли кто-нибудь, почему так много мужчин  получают экономическую специальность, но почти никогда не оказываются в нашей профессии? Лично мне довелось встретить всего двоих. Но это были виртуозы своего дела. Почему «были» - к делу не очень относится. Просто один из них уже в лучшем мире, а второй потерялся на просторах столицы нашей страны. Согласитесь, что два встреченных за  жизнь это как-то немного.  Не в том ли разгадка, что абсолютно во всех случаях оплата за этот труд не соответствует затраченному времени, потраченным силам, приложенным знаниям?  Можете мне сколько угодно рассказывать про рынок, который регулирует цены.  Но если тебе предлагают хоть сколько-нибудь достойную зарплату, то считают что ты уже в рабстве.  Правда, и при недостойной   считают  также.  Какая из современных профессий постоянно в курсе всех законодательных инициатив? Какая вздрагивает при словах «новые бланки», «новые формы»? Какая вынуждена вертеться ужом, чтобы и законы соблюсти и работодателю угодить?  Какой мужчина согласится на такую жизнь?

Я понимаю, что это лирическое отступление ничего не изменит. Разве что мои коллеги прочитают это, задумаются и начнут хотя бы сами себя ценить.

В  конце главы про работу, можно пожелать , чтобы законы в нашей стране не противоречили друг другу, чтобы они не принимались задним числом, чтобы чиновники не считали, что нам нечего  делать, поэтому мы легко можем пересчитать три квартала назад с начала года, чтобы налоговая инспекция не заваливала бы нас своими тупыми письмами с требованиями разъяснений на каждый чих и еще много всего замечательного. Но это все равно, что желать, чтобы назавтра была чудесная погода, выпал снег и светило бы солнце, чтобы все водители были с мозгами, чтобы никто не мусорил и все были бы вежливы. Мечтать нам никто не может запретить.

Подводя итог моему строго субъективному и не вполне серьезному исследованию, мне было бы нужно рассказать, а чего же хочу лично я? А вот тут и загвоздка. Ведь можно пообещать себе, что вот так и на таких условиях, я работать уже не буду. А завтра подвернется такое интересное дело, что забудешь обо всех обещаниях себе. Не нужно самих себя загонять в рамки. Нужно искать и пробовать.

PS: Данный труд не ставил целью кого-то задеть. Все совпадения с реальными персонажами являются случайностью. Исследование не претендует на обобщение и является субъективным мнением автора по данному вопросу. В ходе опросов и исследований не пострадал ни один руководитель или бухгалтер. Не подлежит копированию. 


Tagged:

3 комментария:

  1. Как видишь,пытаюсь отнестись к этому с юмором.
    А такой подробный разбор-классификатор все же ставит мозги на место. Смотришь на ситуацию как энтомолог-исследователь и уже не пропускаешь всякое через себя.

    ОтветитьУдалить
  2. Великолепное эссе, достойное публикации.
    Настоятельно рекомендую отправить в несколько изданий.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала с удовольствием, хотя и не бухгалтер, а финансист. Все в точку!

    ОтветитьУдалить